Мухоморный кодекс (предварительная подготовка)

На всех этапах, от сбора до принятия, общение с духом мухомора представляет собой определенный ритуал, в котором священный статус мухомора определяется системой запретов и предписаний, которые легли в такое понятие, как «мухоморный кодекс». С соблюдения всех норм и начинается, собственно, погружение в непознанное. 

Если лето выдалось влажным, то мухоморы появляются в лесу уже в конце июля и держатся, в некоторых случаях, до конца ноября, но собирают их, преимущественно в августе и сентябре.  "Самый сильный мухомор – это август-сентябрь, – считают ительмены. Если сильный мухомор, увидишь много, очень много. Разное-разное".

Некоторые шаманы, прежде чем отправиться за мухоморами в лес, ждут особых снов, которые подсказывают им индивидуальное место и время сбора.

Правила общения с мухомором гласят, что человек должен быть чист душой и иметь доброе расположение духа. Иногда перед сбором совершают ритуальное омовение. Считается, что человек с плохими мыслями не должен собирать и употреблять мухоморы, так как этим он может причинить вред не только себе, но и другим.  Если такой человек все же отваживается есть грибы, то это плохо кончается.

Некоторые народы вообще ограничивали мужчин в деле сбора и сушки мухоморов, доверяя это задание только молодым девушкам, обладающим кротким нравом.

Чукотские шаманы считают, что мухомор обладает большой силой и способен "головой" рассекать корни деревьев, крушить в куски камни и скалы. Тем не менее, он любит ласковое обращение, ценит когда его гладят и разговаривают. Найдя мухомор, шаман общается с грибом, как с живым существом, говорит зачем он ему нужен, долго медитирует на его "пятнистую голову". Нашедший мухомор должен наглядно продемонстрировать свое доброе намерение, испытать от встречи истинную радость и исполнить в честь гриба песню или танец.

При обнаружении мухомора, согласно "кодексу" нужно посмотреть: есть ли у него семья. Всех собирают в одну связку и никогда не смешивают с мухоморами, найденными в другом месте. Чукотские старожилы из п. Маркове говорят, что при невыполнении этого условия "разные" мухоморы начнут бороться друг с другом, и в этом случае человек, их употребивший, ничего не сможет увидеть.

Пегтымельские чукчи утверждают, что мухомор должен быть не сорван и не срезан, а аккуратно выкопан вместе с корнем деревянной палочкой. Это напоминает действия при сборе другого галлюциногена – корня мандрагоры (Atropa mandragora). Считалось опасным брать мандрагору руками, потому что она испускает свет и убивает каждого, кто к ней "прикасается".

Жители камчатского поселка Оссора соглашаются, что мухоморы нельзя срезать ножом, но говорят, что и грибницу разрушать тоже нельзя. Их нужно очень осторожно вывертывать из земли по ходу солнца.

Помимо этого, коряки считают, что нельзя рвать слишком маленькие мухоморы и нельзя переворачивать их "вниз головой". Современные собиратели из Охотска полагают, что мухоморы с наибольшим психотропным эффектом растут вдоль линии электропередачи и  отличаются меньшими размерами шляпок. По некоторым сведениям, чукчи так же полагают, что маленькие грибы с большим количеством белых точек дают более выраженный транс. После срывания мухомора, в оставшуюся ямку некоторые шаманы кладут монетку – дар хозяину леса: "За все платить надо".

Сразу же по возвращении из леса мухоморы, пока не обмякли, нужно почистить от прилипшей земли, листьев и мха, но не мыть.

Мухоморы нельзя резать ножом, прокалывать иглой, нанизывать на нитку, переворачивать шляпкой вниз. Коряки считают, что если нанести мухомору повреждение, то же произойдет и с человеком, который будет есть такой гриб: от пореза начнутся режущие боли в животе, от прокола – колики. На Чукотке такое ограничение при сушке мухоморов, видимо, соблюдается не всегда, так как имеется сообщение о нанизывании мухоморов по три штуки. 

В. Г. Богораз пишет о том, что чукчи, употребляя мухомор, отламывают его по кусочкам, пережевывают и проглатывают. Коряки же и при еде глотают грибы целиком. Чукчи считают, что мухоморы можно сушить только на воздухе, на утреннем солнце, периодически  переворачивая. Под низ поддона подкладывается бумага или чистая тряпочка, которая впитывает выделяющуюся влагу. Сушка считается законченной, когда грибы становятся легкими, слегка гнущимися, но не ломкими, и характерно гремят при соприкосновении друг с другом. 

Сейчас их обычно хранят в стеклянных банках с плотно закручивающейся крышкой, которая предохраняет от попадания влаги. Если мухоморы все же отсыревают, их вновь подсушивают до требуемого состояния и хранят до употребления. Поедание сырых мухоморов в шаманской культуре редкость, и, возможно, связано с профанацией изначальной традиции.

Как уже отмечалось, при сушке и последующем хранении мухоморов (но не более шести лет), содержащаяся в них иботеновая кислота переходит путем декарбоксилирования в галлюциногенное вещество мусцимол, по которому как раз и определяется реальная токсичность грибов.

Считается, что иботеновая кислота и мусцимол могут влиять на содержание моноаминов норадреналина, серотонина и дофамина в мозге в той же степени, что и известный химический галлюциноген ЛСД. Иботеновая кислота, находящаяся в свежих мухоморах, действует аналогично мусцимолу, появляющемуся после сушки, но в 10 раз слабее. 

Помимо этого, в сухом грибе существенно понижается уровень токсина мускарина, вызывающего рвоту. Некоторые употребляющие мухомор заявляют, что при правильном сборе и просушке все вредные вещества исчезают полностью.

Шаманы едят мухомор во время больших ритуалов, для помощи в сложных случаях течения болезни, открытия ясновидения, поиска пропавших людей и животных и т. д. Простые люди, как правило, употребляют их только во время всенародных праздников, но опасаются есть мухоморы зимой. 

При соблюдении установок "мухоморного кодекса", человек морально подготавливает себя к предстоящему путешествию. Происходит своего рода настройка, необходимая для достижения глубокого состояния при малой степени интоксикации. Таким образом создается благоприятный фон, на который впоследствии накладываются мифологические представления, свойственные той или иной группе.