Amanita Muscaria в обрядах христиан

 

Ритуальное употребление галлюциногенных веществ было широко задокументировано для разнообразных шаманских культов в азиатских, американских и африканских культурах. Оказывается, что и в ритуальной практике так называемых мировых религий они тоже играли важную роль.

 Некоторые гимны Ригведы, для примера, были созданы под влиянием растения, называемого сомой, которая, согласно этноботанических исследований, была идентифицирована как гриб Amanita muscaria, обычно известный как мухомор. Употребление сомы в контексте ранней индийской религии распространилось и на древний Иран: собственно, в зороастризме опьяняющая субстанция, хаома, употреблялась как ритуальный напиток, в этом случае исследователи также предполагают, что хаома экстрагировалась из мухоморов.

Наиболее вероятно, что практика приема галлюциногенных субстанций с целью достижения видений и экстатического состояния во время религиозных церемоний также произвела влияние и на иудейское жреческое окружение, в частности, во время первой и второй депортации иудеев в Вавилонское государство (597 г. до н.э. и 587-520 гг. до н.э., соответственно). Опыт пребывания в плену, возможно, позволил некоторым иудейским жреческим группам ознакомиться с некоторыми религиозными обычаями (и включить их в свою практику) под влиянием профетизма (ср. библ. книги Езикиеля и Захарии) и апокалипсизма (ср. библ. книги Даниила, и Еноха и Эзры). Эти практики обладали типичными признаками экстатического опыта, вызванного галлюциногеннами (ср..Езикиель 1-3; Эзра 9:23-28).

Религиозные обычаи раннего христианства имеют столько общего с ранним иудаизмом, и, в частности, с апокалипсизмом, что с большой долей вероятности можно допустить передачу техник достижения видений и экстатических состояний из раннего иудаизма в раннее христианство. Филологические исследования прошлого выдвигали предположение, что некоторые группы ранних христиан также находили применение Amanita muscaria в качестве галлюциногенной субстанции во время особых религиозных ритуалов. Эта концепция энергично оспаривалась, в частности потому, что в ее подтверждение не было найдено никаких исторических данных.

Наличие мозаичных иллюстраций в Аквилейской базилике, изображающих обладающие психотропными свойствами грибы указывает на то, что некоторые религиозные обычаи ранних христиан, которые вероятно былы связаны с таинственными культами, предназначенными для сохранения в секрете, были связаны с употреблением галлюциногенных грибов, вызывающих мистический экстаз. Все еще остается открытым вопросом, были ли эти экстатические техники общим наследством всех ранних христиан, или были известны и практиковались только внутри некоторых еретических христианских групп. Римские власти неоднократно обвиняли ранних христиан в практиковании колдовства посредством употребления галлюциногенных веществ (Origen, Contra Celsum, I,68; VI,38). Тем не менее, Ириней (130-200 н.э.), епископ Лионский, утверждал что только еретические церкви, в том числе церкви гностиков, употребляли галлюциногенны в своих магических ритуалах (Irenaeus, Adversus Haereses, I,13-15; I,24-25).

Идентификация рисунков, изображающих галлюциногенные грибы в здании древнего христианского храма, возможно, поможет понять некоторые аспекты тех таинственных обрядов, так называемых “учений Арканов”, которые определяют характер наиболее древней христианской литургии, и которые по определению должны были содержатся в тайне и передавались из уст в уста только прошедшим инициацию последователям.

Красные муоморы в Аквилейской базилике.

Аквилея была основана римлянами в 3-м столетии до н.э. и вплоть до 1 столетия н.э. выполняла фунции стратегически важной военной гавани и процветающего торгового центра, с населением около 200 000 жителей. Этот город имел тесные культурные и торговые связи с Римом и египетской Александрией, наиболее значимыми экономическими и культурными центрами в то время; в нем также существовала обширная иудейская диаспора. В молельне в северном зале, наиболее древней части всей базилики, мозаичный пол изображает, помимо множества других объектов, животных и других символов, две корзины: одна содержит красные грибы, а другая - 9 улиток. Эпиграф на мозаике позволяет установить, что часовня была частью здания, которое служило для отправления религиозных обрядов.

Часть аквилейской мозаики с изображением корзины с улитками, скорее всего вида Helix (Helix) cincta. В этом случае присутствие корзины также наводит на мысль о их употреблении в пищу во время религиозных обрядов, возможно вместе с грибами.

Текст гласит: Ianuariu(s) ... de Dei dono v(ovit) p(edes) DCCCLXXX (...), что означает: Януариус пожертвовал в дар Богу, стоимость 880 футов (26 квадратных метров) мозаики пола. Это наводит на мысль о том, что 2 корзины со съедобными растениями и животными намекают на ритуальные блюда которыми ранние христиане услаждали себя в местах поклонения. В корзине с грибами содержится по крайней мере 8 экземпляров с темно-красными шляпками усеянными бледно-оранжевыми мозаичными четырехугольниками и с радиальными пластинками на внутренней поверхности шляпки. На основании окраски и формы этих грибов, справедливо предположить, что они принадлежат к виду Amanita muscaria. Кроме грибов во второй корзине содержится 9 улиток вида Helix (Helix) cincta, которых и сейчас можно встретить на полях в окрестностях Аквилеи.

В 4-м столетии н.э. мозаичный пол был полностью скрыт под полом новой церкви и только через полторы тысячи лет, в начале прошлого столетия, мозаика церкви первых христиан в Аквилее была открыта вновь. Будучи погребенным на протяжении такого длинного периода, мозаичный пол не пострадал от изнашивания и последующих реконструкций, таким образом была сохранена уникальная иконография ранних христиан. Изображения грибов и улиток очень необычны в контексте христианской иконографии.

Улитки были обыденной пищей древних римлян, которые также употребляли их во время погребальных банкетов, поскольку эти, впадающие в спячку, животные символически соотносились с погребением и воскрешением. Вдобавок, римляне были очень хорошо знакомы с технологией разведения улиток и знали о том, что в зависимости от способа вскармливания этих животных меняется их вкус и влияние на организм. Amanita muscaria, галлюциногенный гриб, распространенный на широких территориях Европы и Азии, является частью типичной альпийской (Carnic Alps) растительности в окрестностях Аквилеи. Употребление в пищу от 1 до 4 мухоморов может спровоцировать интенсивное чувство восторга и возбуждения, сопровождающееся уменьшением чувства усталости и увеличением вербальной активности. При употреблении большего количества (от 5 до 9), субъект сначала впадает в сильное возбуждение и испытывает яркие галлюцинации, потом погружается в наркотическо-каталепсическое состояние, характеризирующееся глубоким беспробудным сном и очень интенсивными сновидениями.

Поскольку употребление Amanita muscaria может вызывать гастроэнтерические симптомы (тошнота, рвота, боли в желудке), скорее всего эти усложнения снимались с помощью простой профилактической меры: вместо того, чтобы непосредственно принимать грибы, ими сначала на протяжении нескольких дней кормили улиток, которых потом и употребляли в пищу. Таким образом, появляется возможность употреблять активные галлюциногенные вещества, содержавшиеся в Amanita muscaria, не испытывая при этом неприятных гастроэнтерических эффектов. Подобная практика также известна среди шаманов Сибири, которые достигают экстатического опыта после употребления в пищу мяса оленей, которых предварительно кормили мухоморами.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить